В апреле 2010 Google официально заявил о том, что учитывает скорость загрузки сайта (точнее, отдельных его страниц) при ранжировании результатов поисковой выдачи. Это вызвало большой резонанс в сообществе вебмастеров и специалистов по продвижению в поиске и массу догадок, предположений и мифов. Ниже подробно разбирается, что такое скорость загрузки, на что она влияет и как с ней работать.
Скорость загрузки сайта состоит из двух основных частей: серверной и клиентской. Если с серверной составляющей все более-менее ясно (при большом значении времени отклика роботы Google не смогут получить страницы сайта, колебания же этого значения около 0,5-2 секунд ни о чем не говорят), то с клиентской вопросов заметно больше. Давайте попытаемся ответить на хотя бы часть из них.
Как Google считает скорость загрузки сайта
Сейчас мы говорим только о клиентской составляющей (напрямую зависящей от структуры страницы сайта и пользовательского соединения с Интернетом). Существует расхожее заблуждение, что Google самостоятельно считает скорость загрузки (и выводит ее значение в панели Google Webmasters, усредняя по всем страницам сайта), это не так.
Скорость загрузки считается по данным, получаемым из Google Toolbar
пользователей сайта. Именно поэтому при малом потоке посетителей это число получается не совсем точным. Дополнительно стоит отметить, что окончание загрузки страницы сайта считается по событию window.onload, после которого в большинстве случаев страница уже сформирована у пользователей, а дальнейшая передача данных лишь означает взаимодействие пользователя с сайтом.
Стоит обратить внимание на то, что скорость загрузки является относительной величиной и зависит от двух основных факторов: структуры страниц сайта (фактически, их размера) и пропускной способности канала пользователей сайта (а не сервера, на котором расположен сайт). «Тяжелый» сайт может загружаться быстро (по мнению Google), если на него заходят только жители мегаполисов. И, наоборот, даже быстрый сайт может «тормозить», если география его пользователей очень широка и разнообразна.
На что влияет скорость загрузки
Если рассматривать ранжирование результатов поисковой выдачи в общем случае, то скорость загрузки не является критическим фактором: содержание сайта и его ссылочная структура всегда на первом месте. Скорость загрузки начинает играть роль, когда речь заходит о высокой конкуренции среди более-менее одинаковых сайтов (например, туристических агентств, новостных порталов, и т. д.). Здесь за первое место могут бороться десятки сайтов, которые уже отлично оптимизированы (с точки зрения Google) и являются идентичными по релевантности.
Здесь и вступает в игру время загрузки сайта: каждые 100 мс его значения оказывают решающее значение на позицию, и ускорение сайта даже на одну секунду может привести к существенному увеличению поискового трафика.
Также стоит отметить, что сам п о л ь з о ватель предпочитает быстрые сайты, и, перейдя по нескольким ссылкам в поисковой выдаче, он останется на более комфортном (с точки зрения подачи информации) ресурсе. В связи с этим скорость загрузки сайта приобретает двойную важность в высококонкурентной среде.
Если же говорить об относительном ранжировании рекламных объявлений (AdWords), то здесь важен более общий параметр (качество), который рассчитывается на основе показателя отказов для целевых страниц, на которые попадают пользователи. И здесь скорость загрузки также существенна.
Как влиять на скорость загрузки
Первое, с чего нужно начать, — это изучение конкурентов. Естественно, вы не сможете получить доступ к панели Google Webmasters для их сайтов. Но это и не нужно. Достаточно воспользоваться любыми сторонними средствами для оценки скорости загрузки (например, Firebug для Firefox или онлайн-сервисом webo.in). Только после этого стоит принимать решение об ускорении сайта.
Вторым шагом должно стать внедрение классических методов ускорения: это сжатие и минимизация всех текстовых данных, оптимизация размера изображений, настройка клиентского кэширования. Все эти методы, в совокупности, обычно дают 1, 5 -2- кра т но е ускорение для произвольного сайта.
Дальше стоит рассмотреть возможность объединения файлов стилей и скриптов и использование технологий CSS Sprites или кроссбраузерного data: URI. Это более сложный комплекс мер, и дает он уже меньше, чем первоначальные действия. Здесь обычно наблюдается полуторакратный прирост скорости.
Для большинства сайтов указанных методов достаточно, но, в случае использования большого количества рекламы и социальных виджетов, описанные приемы, скорее всего, не помогут. Здесь нам придет на помощь понимание механизмов вычисления скорости загрузки на стороне Google, а именно использование события window.onload для «отложенной» загрузки внешних частей сайта. С помощью этого приема можно ускорить сайт, по мнению Google, до 3 раз (фактическая скорость загрузки при этом не изменяется).
Стоит отметить, что для проведения базовых мероприятий по ускорению существует множество расширений для систем управления сайтами (некоторые даже встроены в базовый функционал, как, например, для Drupal). Второй комплекс мер (по уменьшению числа файлов) охвачен гораздо слабее, но при желании и для него можно найти соответствующие расширения.
Работа же с отложенной загрузкой на данный момент реализована только в приложении WEBO Site SpeedUp (есть версии для WordPress, Joomla!, Drupal, Bitrix, CS-Cart), которое также охватывает все перечисленные меры по ускорению сайтов. По результатам его внедрения даже для перегруженных виджетами и рекламной сайтах заметен существенный прогресс (ускорение произвольного сайта в 3-5 раз.
Заключение
Скорость загрузки является только одним из десятков факторов, влияющих на ранжирование результатов поисковой выдачи. И она имеет большое значение только в случае высокой конкуренции по конкретным запросам. Однако в этом случае скоростью загрузки можно легко управлять и приводить ее к лидирующим значениям, улучшая качество сайта.
Автор: Николай Мациевский
генеральный директор WEBO Software
Комментариев нет:
Отправить комментарий